Технологии виртуальной и дополненной реальностей

AR и VR с каждым днем все больше входят в инфрастурктуру современного общества: медицина, строительство, развлечения, масс-медиа и многие другие сферы

О технологии

Технология виртуальной реальности (virtual reality, VR) — это комплексная технология, позволяющая погрузить человека в иммерсивный виртуальный мир при использовании специализированных устройств (шлемов виртуальной реальности). Виртуальная реальность обеспечивает полное погружение в компьютерную среду, окружающую пользователя и реагирующую на его действия естественным образом. Виртуальная реальность конструирует новый искусственный мир, передаваемый человеку через его ощущения: зрение, слух, осязание и другие. Человек может взаимодействовать с трехмерной, компьютеризированной средой, а также манипулировать объектами или выполнять конкретные задачи. В своей простейшей форме виртуальная реальность включает 360-градусные изображения или видео. Достижение эффекта полного погружения в виртуальную реальность до уровня, когда пользователь не может отличить визуализацию от реальной обстановки, является задачей развития технологии.

Технология дополненной реальности (augmented reality, AR) — технология, позволяющая интегрировать информацию с объектами реального мира в форме текста, компьютерной графики, аудио и иных представлений в режиме реального времени. Информация предоставляется пользователю с использованием heads-up display (индикатор на лобовом стекле), очков или шлемов дополненной реальности (HMD) или иной формы проецирования графики для человека (например, смартфон или проекционный видеомэппинг). Технология дополненной реальности позволяет расширить пользовательское взаимодействие с окружающей средой.

Для развития технологии в России утверждена дорожная карта развития «сквозной» цифровой технологии «Технологии виртуально и дополненной реальности»

Уровень развития

7-9 — в мире

5-8 — в России

Приоритетные области

  • образование и корпоративное обучение;
  • промышленность и строительство;
  • здравоохранение;
  • массовые потребительские сервисы.

Широкое внедрение VR/AR-технологий способствует:

  • развитию экономики страны;
  • существенному повышению производительности и эффективности на промышленных предприятиях в рамках Индустрии 4.0;
  • формированию новых подходов к процессу обучения и повышению уровня образования;
  • качественному повышению уровня здравоохранения и доступности медицинской помощи за счет удаленного присутствия врача.

Эффекты развития технологии в России

  • До 30% сокращение затрат на обслуживание оборудования, сокращение числа ошибок и простоев.
  • На 30–50% сокращение срока проектирования.
  • Увеличение эффективности работы с инженерными 3D-моделями, автоматическая конвертация САПР моделей в VR/AR.
  • До 30% сокращение затрат на обслуживание оборудования, сокращение числа ошибок и простоев.
  • На 7–30% сокращение срока согласования и строительства объектов.
  • До 30% всех образовательных материалов могут быть дополнены интерактивным визуальным VR/AR-контентом.
  • До 15% мирового рынка VR-образования могут занять российские компании при развитии маркетплейса образовательных проектов.
  • Повышение эффективности онлайн обучения.
  • Обеспечение непрерывного профессионального образования.
  • Обеспечение доступности качественного образования в регионах.
  • На 7% может быть снижено число инвалидов среди работоспособного населения при реабилитации в VR.
  • На 50-80% уменьшится число врачебных ошибок у врачей, прошедших обучение с применением технологий VR/AR.
  • Россия может войти в международную повестку с прорывными системами реабилитации пациентов.

Ключевые технологические характеристики

  • 4–5 лет

    В перспективе этого времени Россия имеет потенциал занять более 15% мирового рынка VR/AR-технологий.

  • ~3

    Столько российских компаний к 2024 году смогут занять 30+% одного из приоритетных рынков.

  • 90%

    Столько инженерных и 3D-данных возможно использовать «налету» в VR/AR из любых форматов за счет развития направления «Моделирование VR/AR специфичных объектов и процессов».

  • 50+%

    Столько пользователей VR не могут отличить визуализацию от реальности за счет развития направления “Full Immersion” (система полного погружения в иммерсивный мир).

  • 50-100 мс

    Быстрая передача данных в VR/AR без задержек и потери качества за счет развития прикладных технологий передачи AR/VR специфичных данных.

Субтехнологии

Новости